ПУТЬ СОВЕТСКОГО ГРОССМЕЙСТЕРА
В 1951 и 1954 годах Д. Бронштейн и Б. Смыслов добились с Ботвинником ничейного результата. Ботвиннику надевали лавровый венок, а Д. Бронштейну и В. Смыслову говорили: «Молодцы, вы остались непобежденными». Конечно, это им было приятно слышать, но в душе все же было обидно. Оба они внешне скрывали, по втайне мечтали об одном: «Эх, еще разочек «добраться» бы до Ботвинника!»
Об этом мечтали многие, но добился осуществления этой мечты Василий Смыслов. Простым глазом легко было наблюдать, как на этот раз он начал борьбу с большой «спортивной злостью».
Сейчас, когда матч уже окончен и высказывания в печати не могут повлиять на настроение гроссмейстеров (во время матча это прозвучало бы как «подсказка»), можно подвести итоги; можно, например, сказать, что борьба началась для Ботвинника очень неудачно. Проигрыш первой партии считается плохой приметой. Капабланка проиграл первую партию, и чемпионом мира стал, как известно, Л. Алехин. Тогда счет был 6 : 3 в его пользу при 25 ничьих. Сейчас В. Смыслов также вы¬играл со счетом 6:3, сделав 13 ничьих.
О закончившемся матче можно рассказал) много, можно написать целую книгу (что и будет сделано), но мне хочется отметить самые интересные моменты.
В матчевой борьбе теоретическая подготовка, репертуар дебютов имеют большое значение. В прошлом мы всегда видели хорошо теоретически вооруженного Ботвинника. В настоящем матче М. Ботвинник переживал явный кризис. Особенно не клеилась игра черными. В. Смыслов систематически начинал игру ходом королевской пешки. Ботвинник, играя черными, четыре партии проиграл. Дело дошло до того, что шахматисты шутили: «Смыслов играет 1. е2 - е4, и противник сдается».
Новый чемпион внимательно и тщательно готовился к матчу. Раньше его упрекали в узком дебютном репертуаре. В этом матче он был страшен, играя белыми. Играя же черными, ему часто и легко удавалось уравнивать шансы. Шла острая, упорная борьба. Много партий откладывалось. «Домашняя лаборатория» Ботвинника всегда славилась своей безошибочной, точной шлифовкой. Па этот раз, как ни странно, при доигрывании Ботвинник допускал неточности и плохо реализовал в двух-трех случаях свои шансы. Это сказалось на спортивном ходе борьбы.
Самый характерный случай в этом отношении произошел в 17-й партии. Ботвинник считал позицию ничейной. Смыслов нашел выигрыш.
Если же В. Смыслов попадал в худшую позицию, он проявлял удивительное упорство и устойчивость в защите и максимально затруднял задачу Ботвиннику. Это упорство выматывало даже такого опытного бойца, как Ботвинник.
Тем не менее до 15-й партии он вел борьбу с большим напряжением.
М. Ботвинник потерял свое звание чемпиона мира после 22-й партии. Фактически же он проиграл матч в период между 15-й и 17-й партиями. Причиной проигрыша являются, по-моему, не только поражения, но и, как это ни звучит парадоксально, две ничейные партии. Я имею в виду 9-ю, во время которой многие зрители покинули зал, считая победу чемпиона мира безусловной. Позже по радио они узнали, что Ботвинник «не попал в пустые ворота».
Большую спортивную и творческого неудачу Ботвинник потерпел н в 15-й партии, в которой Смыслов - без двух пешек! - сделал ничью. Вот эта неудача явилась, как казалось многим знатокам, переломным моментом. Ботвинник потерял уверенность, перестал верить в победу над Смысловым.
В 17-й партии Смыслов создал исключительно тонкий и поучительный эндшпиль и увеличил разрыв на два, а затем, в 20-й партии, на три очка. В конце матча против Смыслова сидел уже явно деморализованный противник, который примирился со своим поражением.
Ботвинник был в течение 9 лет чемпионом мира. На это звание большой спрос. Есть много желающих. Неудобство этого звания заключается в том, что к нему рано или поздно, но обязательно прибавляются три буквы: экс. Это сейчас случилось и с Ботвинником. Он свое высокое звание передал в руки высокоталантливого советского шахматиста, в достойные руки своего земляка.
Новый чемпион мира, Василий Смыслов, провел матч на большой высоте. Он играл явно лучше своего противника. Победа В. Смыслова совершенно заслуженна и закономерна. Только один раз, после 5-й партии, он отстал. В дальнейшем же на протяжении всей длинной дистанции был лидером и полным хозяином положения. Игра нового чемпиона мира ясна, кристально чиста и подкупает своей железной логикой. Играет В. Смыслов удивительно легко и уверенно: он почти не знает, что такое цейтнот. Я уже говорил о репертуаре В. Смыслова в дебюте. В середине игры он страшен в ведении атаки, превосходно строит прочную, крепкую шахматную оборону. В эндшпиле В. Смыслов издавна славится исключительно тонкой техникой. Если шахматист так превосходно владеет всеми тремя стадиями партии, то получается первоклассный шахматный мотор, действующий безотказно. Именно так работает яркий талант нового чемпиона мира.
В. Смыслов - спокойный шахматист. Еще в 1946 году в Гронингене его прозвали «спокойный рус». Если Смыслов сегодня на И лет постарел, то он и теперь производит такое впечатление. Это человек с железными нервами. Он делает ход и спокойно, как будто ему безразлично, что происходит па доске, гуляет по эстраде.
Очень многие болели за Смыслова. Его любят и уважают не только на Родине. Он побывал во многих странах Европы, был за океаном и всюду встречал друзей и поклонников.
Победа Смыслова дала лишнюю нагрузку отделению связи: непрерывно в течение нескольких дней поступала масса телеграмм. Адрес короткий: Москва, Смыслову.
Не все читатели знают, что у Смыслова, кроме шахмат, есть еще другое увлечение, другой талант. Он очень любит музыку, пение. Голос Смыслова слушали во многих странах мира. В Нью-Йорке он выступал на концерте после матча СССР -США. В этом же небольшом концерте выступал и Поль Робсон. В репертуаре Смыслова - русские песни, арии из опер. На празднике встречи с советскими олимпийцами И. Козловский «жаловался», что гроссмейстер хочет вытеснить его из Большого театра. Можно полагать, что Смыслов, «поющий чемпион мира», расширит свой репертуар. После такой победы можно петь веселые песни и арии. Если вы, уважаемые читатели, будете гулять по площади Восстания и услышите голос, доносящийся с 11-го этажа высотного здания, знайте: это поет Василий Смыслов, человек с двумя талантами!
1957 год - это год Василия Смыслова. 24 марта ему исполнилось 36 лет, 27 апреля он «родился» как чемпион мира. К празднику Первого мая он получил титул чемпиона мира, лавровый венок, золотую медаль.
Вместе с большой группой выдающихся советских спортсменов В. Смыслов и М. Ботвинник награждены орденом Ленина. В 1958 году шахматный мир будет отмечать 50-летие со дня смерти основоположника славной русской школы - М. И. Чигорина. Ему не удалось завоевать звание чемпиона мира, но мечты Чигорина сбылись: в 1927 году это звание завоевал А. Алехин, а в 1948 году - М. Ботвинник.
Теперь в шахматную историю вошло новое имя - Василия Васильевича Смыслова.
В чем секрет успехов советских шахматистов? Этот вопрос часто задают за границей нашим гроссмейстерам и мастерам.
Конечно, дело здесь не в том или ином чисто шахматном секрете - какой-нибудь неизвестной противнику теоретической новинке, которая обычно имеется в запасе у каждого сильного шахматиста. Успехи советских мастеров имеют более широкую и прочную основу.
Шахматы в СССР стали подлинно народной игрой. У нас насчитывается свыше миллиона квалифицированных шахматистов. Отсюда - обилие сильных мастеров, закономерное появление новых талантов из среды растущей шахматной смены.
Юные советские шахматисты не предоставлены самим себе. Начальное шахматное образование они, как правило, получают в Домах пионеров под руководством опытных инструкторов. Так начал свой шахматный путь и гроссмейстер В. В. Смыслов.
С шахматами Смыслов познакомился, когда ему было всего шесть лет. Под руководством отца - В. О. Смыслова, опытного и сильного шахматиста,- мальчик быстро начал овладевать тайнами трудной и умной игры. В день, когда ему исполнилось восемь лет, отец подарил ему книгу о шахматах первого русского чемпиона мира А. А. Алехина.
Теперь перед нами книга самого В. В. Смыслова «Избранные партии». Сборник шахматных партий, сыгранных в ответственных соревнованиях тем или иным мастером, представляет собой его подлинный творческий отчет.
В основе шахмат, как и любого вида искусства, лежит глубокий творческий процесс. Для создания полноценной шахматной партии, которая способна доставить эстетическое удовлетворение и вместе с тем принести большую пользу любителям шахмат, требуется огромное нервное напряжение, мобилизация всех шахматных знаний, опыта, выдержки. Полет шахматной фантазии, борьба двух интеллектов облекается в форму захватывающей маленькой драмы, разыгрываемой на маленькой шахматной доске. В многогранности шахмат - этого своеобразного создания человеческого гения,- представляющих собой сочетание элементов науки, искусства и спорта, заключается их обаяние для многих миллионов людей.
Естественно, что партии выдающихся представителей шахматного искусства носят отпечаток индивидуальности создавших их мастеров. Приведенные в книге В. Смыслова партии показывают его глубокое понимание шахматной стратегии и тактики, его строго научный подход к их изучению. Это не мешает, а, наоборот, помогает полету шахматной фантазии молодого мастера (Смыслов получил это высокое звание в возрасте 17 лет, разделив первое и второе места в чемпионате Москвы).
Стремление к инициативе, умение создать неожиданные, красивые комбинации, покоящиеся на прочной комбинационной основе,- эти черты органически присущи Смыслову.
Партии Смыслова во многом обогатили шахматную теорию. Вот что он пишет во вступлении к книге: «Мне кажется, что в наши дни шахматист-художник должен стремиться к широте шахматных воззрений, к непрерывным поискам таких путей, которые могут двигать шахматы вперед, к освобождению от чуждых советской шахматной школе элементов догматизма».
Партии, приведенные в книге, можно рассматривать как определенные вехи пути, пройденного не только самим В. В. Смысловым, но и всей советской шахматной школой.
1953-1957 гг.
Число прочтений: 2240