Каисса и святые отцы
К шахматным аллегориям постоянно прибегал в своих трудах знаменитый средневековый богослов монах-францисканец Джон Валлийский, обосновавшийся в Париже в 60-х годах XIII столетия. В трактате «Облагораживающие беседы» он сравнивал мир с шахматной доской, «на белых и черных полях которой люди располагаются, подобно фигурам и пешкам...».
«На доске жизни, — вещает он, — дьявол безжалостно играет судьбами людей, и если тот, кому лукавый объявит шах, не поспешит укрыться от дьявольских козней, он получает мат и обрекает свою душу на вечные муки».
Из дальнейших рассуждений «святого брата» выясняется, однако, что он придерживается далеко не ортодок-сальных взглядов по социальным вопросам. По его мнению, «королю, королеве и угодничающим перед ними фигурами-прихлебателями уготовано место в аду», тогда как «трудяги-пешки», выносящие на своих плечах все тяготы земного существования, заслуживают райского блаженства».
Прямо не профессор теологии в Сорбонне (это ученое звание было присвоено Джону Валлийскому в 1262 году), а двойник брата Тука — беглого монаха из числа ближайших сподвижников знаменитого Робин Гуда!
«Шахматных слонов, — изрекает он, — в Англии называют епископами, и это имеет свой смысл, ибо лихо-имцы-прелаты постоянно отираются возле короля и королевы, чтобы, заручившись их поддержкой, действовать в ущерб простому народу, и, подобно тому, как слоны на шахматной доске ходят по диагонали, епископы избирают в жизни кривые пути».
Число прочтений: 2258