Каисса и святые отцы
В конце XII века византийские «Номоканоны» были переведены на русский язык и легли в основу «Кормчих книг», которые стали руководством к действию для русского духовенства. В результате во всех церковных постановлениях шахматам была уготована анафема. Так, в «Свяительском поучении ново-поставленному священнику» конца XIII столетия, включенном в Новгородскую кормчую книгу, игра в шахматы приравнивалась к чтению запрещенных книг, ворожбе и прочим смертным грехам.
Не жаловали отцы русской церкви шахматы и в более поздний период. Во многих церковных посланиях и поучениях XVI столетия эта игра осуждается наряду с пением, танцами, музыкой. В «Требнике» (вторая половина XVI в.) священнику предписывалось задавать пришедшим на исповедь православным и такой вопрос: «Не играл ли еси шахматы?»
В авангарде борьбы с «шахматной ересью» шли митрополит Даниил (умер в 1547 году) и протопоп Сильвестр (умер около 1566 года). Последний в своем «Домострое» заверял любителей шахмат, что они «прямо все вкупе будут во аде, во аде прокляты».
Стоглавый собор 1551 года, созданный в Москве из крупных церковных сановников и бояр, включил шахматы в число «игрищ еллинского (греческого.—Авт.) бесования» и наложил на них очередной запрет, который, однако, на этот раз распространялся лишь на простолюдинов; царь и его приближенные продолжали охотно коротать время за «бесовской игрой».
В дальнейшем отношение Русской церкви к шахматам становится более терпимым. В «Соборном уложении» 1649 года они уже не подвергаются осуждению.
Число прочтений: 1808