Шахматы в Балаково
О сайте Новости Расписание занятий Наши партнёры и меценаты Контакты

Летописцы и борзописцы Каиссы


Необычный шахматный журнал начал выходить в Англии в 1979 году. Его название — «Рэббит ревю» — буквально переводится как «Кроличье обозрение». Однако любители животноводства вряд ли одобрят его содержание. Зато начинающему шахматисту оно нравится. Дело в том, что «кролик» в английском шахматном лексиконе означает примерно то же, что в русском — «пижон». «Рэббит ревю» знакомит «кроликов» с популярными комбинациями и ловушками, принципами разыгрывания дебютов, эндшпиля и т. п.

В порядке своеобразной компенсации английским шахматным «китам» в том же, 1979 году был предложен другой новый журнал — «Модерн чесе тиори» («Современная шахматная теория»), который, однако, не сумел обрести достаточно широкий круг читателей и довольно быстро прекратил существование.

Учтя этот печальный опыт издатели пытаются теперь придавать даже теоретическим бюллетеням более занимательный характер. Свидетельством тому может служить журнал «Кингпин» («Основа»), который с 1986 года начал выходить в английском городе Илфорде. Как отмечал в лондонском еженедельнике «Нью стейтсмен» международный мастер Д. Боттерил, этот журнал, занимаясь преимущественно вопросами шахматной теории, тем не менее далек от академизма. Более того, сатирические стрелы, которые он щедро мечет в адрес шахматных начетчиков, бывают подчас настолько меткими и язвительными, что Боттерил даже не рискует воспроизводить их.

В какой-то мере «Кингпин» продолжает традиции американского журнала «Чесе бюл-летин», выходившего в Кливленде в 50-е годы. Его издатель Д. Шредер приобрел известность своими лаконичными и в высшей степени оскорбительными рецензиями на шахматные книги и статьи других авторов. Излюбленной мишенью Шредера были американские шахматные журналисты Фред Рейнфилд и Ирвинг Чернев, которые (совместно и раздельно) издали в 50—60-е годы более двух десятков книг, используя одни и те же факты в разных сочетаниях. «Кливлендский овод» саркастически заметил по их адресу, что «от перестановки слагаемых сумма не меняется» и что «наличие под рукой обширной библиотеки еще не является достаточным основанием для того, чтобы самому претендовать на роль писателя».

Если Шредера можно было бы назвать «Собакевичем от шахматной журналистики», то его соотечественник А. Кобэрн вполне заслуживает прозвища «Хлестакова от шахматной беллетристики». Этот довольно известный политический обозреватель обычно выступает на страницах еженедельника «Нэйшн», но в 1976 году по неясной причине и в недобрый час решил обратиться к шахматной теме и выпустил книгу под весьма претенциозным заглавием: «Праздная страсть: шахматы и пляска смерти». Обозреватель газеты «Нью-Йорк тайме» Кристофер Лесан-Хаупт в рецензии на этот «труд» отметил «эрудицию» автора, который считает «Джоко пьяно».. «оперой Моцарта на шахматную тему». С легкостью необыкновенной Кобэрн приписывает

Морфи... совершение убийства и упоминает в качестве своих близких друзей «современных гроссмейстеров» (например, совершенно фантастического гроссмейстера Спейджа). Что касается шахматной эрудиции этого новоявленного Хлестакова, то, по мнению читателя журнала «Чесе лайф энд ревю» Д. Холланда, «он вряд ли способен отличить новоиндийскую защиту от ноттингемского шерифа». Кстати, и сам Кобэрн пишет во введении к своей книге: «Хотя мое представление о шахматах носит весьма смутный характер...»

Это чувствуется в каждой строчке.

Впрочем, английский гроссмейстер Р. Кин в беседе с авторами данной книги высказал мнение, что «скандальная литература подобного рода может иметь и свою положительную сторону, поскольку она привлекает вни-мание массового читателя к игре».

Число прочтений: 2021

Назад