На музыкальной волне
В альманахе «Шахматные вечера», вышедшем в 1901 году в качестве приложения к журналу «Шахматное обозрение», было помещено интересное эссе Н. Д. Кашкина «Шахматист-музыкант», посвященный жизни и творчеству выдающегося французского мастера Филидора (Франсуа Андре Даникан 1726—1795). Автор — профессор консерватории, крупный музыковед и критик — указывал на глубокую внутреннюю связь, существующую между музыкой и шахматами, на то, что у истинного художника, будь то в сфере музыки или шахмат, «рассудочная способность должна окрыляться полетом фантазии, иначе она останется приниженной и ограниченной». Н. Кашкив писал о большой популярности, которой шахматы традиционно пользовались в сфере музыкантов и которая, кстати сказать, способствовала раннему знакомству юного Филидора с древней игрой.
Филидор, который был сильнейшим шахматистом и одним из видных композиторов своей эпохи (он написал 26 опер), — несомненно наиболее яркий пример единения Каиссы и Гармонии, Однако далеко не единственный. Известно, например, что превосходные вокальные данные эксчемпиона мира В. Смыслова в свое время повлекли за собой приглашение выступать на профессиональной оперной сцене, что гроссмейстер М. Тайманов окончил консерваторию по классу фортепиано и в течение 25 лет совмещал выступления в турнирах с концертно-исполнительской деятельностью.
Число прочтений: 1580