Шахматы в Балаково
О сайте Новости Расписание занятий Наши партнёры и меценаты Контакты

Каисса и Терпсихора


В 1700 году при дворе французского короля Людовика XIV состоялось представление под названием «Шахматный балет». На сцене была разыграна партия с «живыми фигурами». Каждая снятая с доски фигура представлялась публике в качестве того или иного из противников короля и демонстративно передвигалась... в руки палача. Никакого отношения к хореографии это зловещее представление не имело. % Напротив, известен случай, когда участники обычного представления «Живые шахматы» постепенно настолько отточили свое мастерство, что со временем составили балетную труппу. Случай этот имеет свою предысторию.

В 1454 году владелец «города и замка Маростика», расположенных близ Вичнцы, на территории тогдашней Венецианской республики, мессер Таддео Паризио во всеуслышание объявил, что, поскольку его дочери мадонне Лионоре Фиа Пута де лю Кастелян пришла пора выйти замуж, а она затрудняется сделать свой выбор между двумя главными претендентами на ее руку благородными рыцарями Виери да Валлона-ра и Ринальдо ди Ангарана, вопрос о том, кто из них станет женихом прекрасной Лионоры может быть решен лишь в честном поединке.

Поелику же он, мессер Паризио, не одобряет поединков с применением смертоносного оружия, как противоречащих христианской морали и «оскорбляющих светлую память несчастных возлюбленных мадонны Джульетты Капулетти и мисьера Ромео Монтекки», вышеупомянутым рыцарям предлагается «решить судьбу мадонны Лионоры и свою собственную судьбу» в ходе состязания в шахматы.

На площади перед замком, выложенной белыми и черными плитами, состоялась шах-матная партия с красочно разодетыми «живыми фигурами», каждую из которых сопровождали по нескольку оруженосцев и слуг. Необычное представление собрало множество зрителей, в числе которых находились послы городов, входивших в состав Ве-нецианской республики, представители сельских общин, солдаты городской стражи.

После того как один из партнеров называл свой ход, гарольд громогласно и многократно повторял его, разнося по всей площади.

Шахматный поединок на Маростике вылился в пышное празднество. И хотя победу в нем одержал Виери да Валлонара, у его соперника не было особых оснований отчаиваться, поскольку в качестве «утешительного приза» он получил руку младшей сестры Лионоры — Ольдрады — с тем же приданым.

После этого ежегодные состязания с «живыми шахматами» стали в Маростике традицией, продолжавшейся в течение нескольких десятилетий. В 1954 году муниципальный совет Маростики, отмечая 400-летнюю годовщину события, положившего начало этой традиции, принял решение возродить ее во всей первоначальной торжественности и красочности и по возможности с восстановлением мельчайших деталей первоначальной «режиссуры». В качестве шахматного материала для этого представления была избрана партия Флейсиг — Шлехтер, сыгранная на Венском турнире 1893 года.

Дебют Сокольского Флейсиг — Шлехтер

1. Ь4 еб 2. Cb2 Kf6 3. аЗ с5 4. Ь5 d5 5. d4 Фа5 + 6. КсЗ Ке4 7. ФdЗ cd 8. Ф^4 Сс5 9. Ф-.gI C:f2+ 10. Kpdl d4 11. Ф:Ь8+ Кре7 12. Ф:с8 dc 13. Ccl Kd7 14. Ф:а8 Ф:Ь5 15. Cf4 Фd5+ 16. Kpcl.

clip_image002.jpg

16... С:еЗ+ 17.С:еЗ Kf2 18. C:f2 Фd2+ 19. Kpbl Фdl + 20. Кра2 Ф:с2 X .

В 1978 году сильнейшие итальянские шахматисты С. Ма-риотти и С. Татаи, при-глашенные на фестиваль в Маростику, решили отступить от традиции и разыграли между собой «оригинальную» партию. В ходе представления произошел забавный «инцидент». Когда игравший белыми Мариотти пожертвовал сопернику коня, местный школьник-старшеклассник, выступавший в этой роли, отказался принести себя в жертву, заявив, что, по его глубокому убеждению, комбинация некорректна. Гроссмейстеру Ма-риотти пришлось провести со взбунтовавшимся «конем» разъяснительную беседу, прежде чем тот согласился выполнить указание.

В дальнейшем организаторы фестиваля, видимо, не желая искушать судьбу, вернулись к надежной и проверенной партии Флейсиг — Шлехтер.

Непрерывно совершенствуя и шлифуя свое мастерство, постановщики и исполнители шахматного спектакля с годами выросли в настоящий хореографический ансамбль, успешно выступавший на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала и совершивший множество гастрольных турне по зарубежным странам.

Число прочтений: 2266

Назад