В мире духов и теней
В кинокартине прославленного современного шведского режиссера Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1956) важная смысловая роль отводится поединку за шахматной доской между Смертью и рыцарем Антонием Блоком, вернувшимся на родину после одного из крестовых походов. Этой шахматной схватке предшествует следующий диалог:
«...Смерть раскрывает свой плащ и собирается накинуть его на плечи рыцаря.
Рыцарь: Подожди немного...
Смерть: Я постоянно слышу эти слова, но еще никто не получал у меня помилования.
Рыцарь: Ты ведь, кажется, играешь в шахматы, не правда ли?
Смерть: (с некоторым проблеском интереса в глазах): Откуда тебе это известно?
Рыцарь: Я видел тебя за шахматной доской на многих картинах, и о твоем искусстве в шахматах рассказывается в старинных балладах.
Смерть: Да, я, действительно, играю в шахматы, и очень недурно.
Рыцарь: Ну, уж, наверное, не сильнее меня.
Рыцарь вынимает из своего черного мешка походные шахматы, ставит доску на землю и расставляет фигуры.
Рыцарь: Вот мои условия: ты заберешь меня не раньше, чем выиграешь партию, а если победа окажется на моей стороне, то и вообще отпустишь с миром. Согласна? Рыцарь вытягивает вперед руки, сжатые в кулаки. Смерть с внезапной усмешкой кивает на кулак, в котором зажата черная пешка.
Рыцарь: Тебе достались -черные!
Смерть: Разве ты не считаешь, что это в порядке вещей?
Рыцарь и Смерть склоняются над доской. После некоторого колебания Антоний Блок продвигает свою королевскую пешку на два поля вперед. В ответ Смерть делает то же самое...»
Итак, 1.е4 е5... Дальнейшее течение борьбы скрыто от зрителя, поскольку игра происходит в сумерках. Партия дважды прерывается. После первого «откладывания» рыцарь, видимо, стоит неплохо, но имеет неосторожность поделиться своими дальнейшими планами со священником во время исповеди («Я намерен нанести ей комбинированный удар конем и слоном, которого она не ожидает, в результате чего один из ее флангов окажется совершенно разрушенным»), не подозревая о том, что под личиной пастора скрывается его зловещая противница. В ответ Смерть на мгновение показывает свое лицо и с усмешкой замечает, что примет это сообщение к сведению, а затем исчезает.
После этого Смерть захватывает инициативу и рыцарь вынужден перейти к обороне. В один из моментов Смерть довольно бестактно поторапливает противника с ходом (действие происходит задолго до изобретения шахматных часов), цинично заявляя, что у нее «много других дел». В конце концов рыцарь получает мат, однако победа Смерти оказывается пирровой, поскольку Антонию Блоку удается, максимально затянув сопротивление (чтобы выиграть время, он в заключительной стадии партии даже как бы нечаянно опрокидывает доску и фигуры), вырвать из ее когтей полюбившуюся ему семью странствующих комедиантов.
Таким образом, в полном соответствии с кодексом рыцарской чести он жертвует собой во имя спасения слабых и беззащитных.
Число прочтений: 2200